Авторская галерея абстрактной живописи, акварели, фотографии и арт-декора
+7 (906) 071-4646
Главная Галерея фотографии Галерея живописи Арт-декор Об авторах Ссылки Контакты
Главная - галерея фотографии, живописи маслом, акварели, гравюры, арт-декор Поиск Отправить сообщение Карта сайта Добавить в избранное
НОВОСТИ  

28.06.2013

Читайте на нашем сайте новую статью "Современная живопись - картины современных художников"

Уважаемые посетители нашей галереи! На главной странице нашего сайта обновление информации - читайте новую интересную статью "Современная живопись - ...

Подробнее

28.05.2012

Выставка произведений Николая Фешина - Москва - 23 мая - 29 июля 2012

В залах Третьяковской галереи открылась выставка удивительного художника Николая Фешина, приуроченная к 130-летию со дня рождения художника. На ...

Подробнее

26.02.2012

Выставка произведений Сергея Куприянова в Российской Академии Художеств

С 14 по 26 февраля 2012 года в Российской Академии Художеств прошла  выставка произведений народного художника  РФ Сергея Алексеевича Куприянова ...

Подробнее

19.01.2012

ХУДГРАФ - 28 марта - 1 апреля 2012 - Москва, выставочный зал Новый Манеж, Георгиевский пер., 3

С удовольствием анонсируем нашу любимую московскую выставку-ярмарку! VII Ярмарка графических искусств - ХУДГРАФ 2012 - в этом году будет проходить с ...

Подробнее


Главная | Информация | Графика – гравюры и литографии

ГРАФИКА – ГРАВЮРЫ И ЛИТОГРАФИИ

 

История графики – древнейшего из традиционных изобразительных искусств – уходит в забытые тысячелетия каменного века. Именно тогда человек впервые робко и наивно потянулся к прекрасному, и стены пещер украсили наскальная графика и рисунки. Затем последовали папирусные графические рисунки Древнего Египта и прекрасная вазопись Древней Греции, где основами изображения также были линия и силуэт… Но государства Древнего мира сошли со сцены, осталась в прошлом почти не затронувшая графику Византия, заканчивалось Средневековье – и лишь с конца XIV века графика нашла высшее свое воплощение в великом искусстве гравюры. А четырьмя столетиями позже – и в литографии

Путешествие по Амуру | старинная литография

И если слово «графика» происходит от древнегреческих «пишу» и «письменный», то гравюра в этом смысле любопытней – французское gravure произошло от немецкого graben (копать) и французского же graver (вырезать, создавать рельеф). В принципе, гравюра и литография – составные части такого вида графического искусства, как эстамп, который подразумевает тиражирование, создание множества равноценных художественных оттисков с печатных форм. При этом и в гравюре, и в литографии немалую роль, как первооснова любой традиционной графики, играет бумага – белая или цветная, она служит фоном, на котором штрих, линия и пятно обретают наибольшую выразительность.

Гравюра и литография – это так называемая печатная графика. И ее принципиальное отличие от создаваемой в единственном экземпляре уникальной графики (например, рисунка) – именно в ее тиражируемости. Причем если в гравюре авторским произведением художника считается каждый оттиск, то авторской литографией признается лишь та, где художник собственноручно выполнил всю цепочку ее производства.

Интересно, что мир гравюр очень разнообразен, их принято разделять в зависимости от материала и способа работы по нему. Например, гравирование может быть механическим (это резьба и процарапывание) или химическим (травление). Гравюра подразделяется также в зависимости от вида печатиглубокой, высокой или плоской – и «подробностей» техники. Например, это ксилография (гравюра на дереве), цинкография (на цинковых досках), линогравюра (этот вид возник с изобретением линолеума, на рубеже XIX–XX веков), гравюра резцом на меди, гравюра на картоне, офорт (травление на металле), меццо-тинто (разновидность офорта – с выглаживанием или выскабливанием светлых участков на зерненой металлической доске), акватинта (разновидность офорта, напоминающая рисунок водяными красками) и т.д. Причем выполнена гравюра может быть как в одной из этих техник, так и в их сочетании – а также в цвете или традиционном черно-белом варианте.

Появилось искусство гравюры на исходе XIV столетия, вслед за тем, как возник графический рисунок в современном его понимании. Причем случилось это не одномоментно… Первой была ксилография на мягком дереве – линии рисунка на поверхности доски вырезались ножом, и фон по сторонам углублялся. Печатали рисунок с такой доски вручную, методом притирания – впоследствии приспособив для этого типографский станок. К XV веку «созрела» для изобразительного искусства и техника глубокой гравюры на металле – и произошло это стараниями оружейников и ювелиров. С богатым оружием и ювелирными изделиями всё было просто – линии гравированных орнаментов и рисунков заполнялись чернью и полировались, застывая навеки. В гравюре же, где стали использовать те же инструменты и приемы, углубления в металле заполнялись краской – и с металлического оригинала получали сколько угодно оттисков.

Мастерство граверов росло, и гравюры все чаще использовались не только в книгопечатании – они стали самостоятельной ветвью изобразительного искусства. И если живопись накладывала на художника определенные жанрово-сюжетные ограничения, то графика, особенно гравюра, гораздо легче осваивала новые жанры. Например, уже конец XV столетия отмечен таким шедевром, как ксилография «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера… В 1498 году эта серия из 15 графических листов со сложнейшей готической композицией, филигранной остротой рисунка и невиданной экспрессией донесла до человечества картины схватки яростных и грозных сил Добра и Зла. Эти масштабные видения гибели мира потрясли самую душу тогдашнего зрителя… Причем искусство ксилографии Дюрер удачно сочетал с резцовой гравюрой по меди – и лучшим примером здесь будет другой его известнейший шедевр «Адам и Ева» (1504 год). Небезынтересно, что, обычно пользуясь услугами лучших резчиков Нюрнберга, некоторые из своих гравюр Дюрер резал собственноручно.

В эпоху Возрождения средневековые принципы обезличенности художника и строгой каноничности сюжетов были благополучно забыты, в почете оказалась индивидуальность творчества. Повсеместно проснулся интерес к живописи, статуям и фрескам, которые были малодоступны в оригиналах, – так что всё способствовало широчайшему тиражированию гравюр, воспроизводивших эти произведения искусства.

Любопытно, что в отличие от гравюры, появление которой стало результатом своего рода эволюции, литография была именно изобретена – и все подробности изобретения известны совершенно точно… Литография оказалась первой принципиально новой техникой печати со времен появления гравюры. Само это слово происходит от древнегреческих «камень» и «пишу», и назвал ее так в 1796 году Алоизий Зенефельдер из Мюнхена. Начинал он как театральный актер, затем переквалифицировался в типографы и на этом поприще после изобретения литографии преуспел – обрел не только славу, но и финансовый успех, и даже почетное звание королевского советника королевства Бавария.

Суть литографии (ее называют также и плоской гравюрой) в том, что печать производится с гладкой, отшлифованной поверхности камня, которая после химического травления задерживает на отдельных участках рисунка специальную литографскую краску. И если пренебречь совсем уж техническими деталями, то и сейчас, более чем два столетия спустя, процесс остается в принципе таким же – разве что камень из-за его тяжести почти всегда заменяется стальными или алюминиевыми пластинами.

За минувшие столетия искусство гравюры и литографии прошло долгий и сложный путь совершенствования – и технического, и художественного. В этой технике создавали свои произведения всемирно известные художники – от Дюрера и Пиранези до Делакруа и Пикассо, от Ренуара и Дали до Матисса и Шагала, от Доре и Фаворского – и до нашего почти что современника, блистательного Мориса Эшера... Их творения в полной мере отразили развитие художественной мысли и в Европе, и в России. Но не менее интересны литографии и гравюры современных российских художников – причем с каждым годом ширится круг ценителей этих изысканных и уникальных произведений, растет их художественная и коллекционная ценность.

Похожие статьи на сайте:


КАРТИНЫ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА – ИНТЕРЬЕРНАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Важнейшим украшением дома, особняка или дворца всегда считалась живопись. Интерьерные картины маслом фламандских, итальянских и французских живописцев, донесшие до нас очарование минувших веков, – в свое время свидетельствовали о художественном вкусе и высоком статусе владельца дома ...



Natural Gallery - Галерея эксклюзивных предметов интерьера, мебели и подарков из стран Юго-Восточной Азии

ССЫЛКИ




Главная   |   Галерея фотографии   |   Галерея живописи   |   Арт-декор   |   Авторы   |   Ссылки   |   Контактная информация   |  Карта сайта

© 2015 Все права защищены «KRISTY GALLERY»