Абстракционизм сформировался в первые десятилетия ушедшего XX века – хотя, строго говоря, как стиль или направление живописи он не имеет явных хронологических рамок. Сам термин «абстракция» появляется в искусствоведческих работах с 1906 года, но возник он несколько ранее этого явления в живописи – идея абстрактного искусства как бы выкристаллизовалась из воздуха по мере роста интереса к модной тогда теме бессознательного в психике человека.
Например, подлинной и безусловной классикой абстрактного искусства признан знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича – хотя первоначально к абстракционизму с равным успехом относили и живопись Василия Кандинского, основанную на его теориях о соответствии цвета, формы и звука, и «геометрию» голландца Пита Мондриана, а позже – экспрессионизм американца Джексона Поллока и очень многое другое.
Художники-абстракционисты объявили о полном отказе от изображения реальной действительности в пользу воплощения переживаний самого творца и его зрителя. Эмоции и внутренний мир человека абсолютизировались, превосходя вещественность окружающей реальности. Абстрактный импрессионизм и ташизм, супрематизм и абстрактный экспрессионизм, лучизм и неопластицизм – эта живопись стала своеобразным зеркалом для человека, смотрящего на картину.
Абстракция в живописи самим своим существованием создает некую неопределенность, в которой каждая из составляющих такую картину структур позволяет увидеть и прочесть в ней множество смыслов. И ценитель абстрактного искусства получает огромное этетическое удовольствие от созерцания абстрактной композиции.
Своими едва ли не алхимическими манипуляциями с красками и прихотливыми формами художник-абстракционист создает эмоционально-энергетический строй картины, передающийся зрителю. В процесс восприятия активно вовлекается бессознательное – и потому для коллекционера живописи незаменимы интуиция и опыт, без которых не обойтись при отборе абстрактной живописи для своей коллекции!
Что же касается живописи фигуративной (или предметной, т.е. сохраняющей сходство с реальностью) – то именно в противостоянии с ней и возник абстракционизм. В принципе, фигуративность в живописи – это любые направления, изображающие натуру. Есть и более конкретное понятие «фигуративизм» – художники этого направления делают акцент на изображении фигуры человека или животного, с четкими контурами и яркими красками.
При том что вроде бы правильным будет противопоставление фигуративного и абстрактного, эти направления в живописи вовсе не столь взаимоисключающие, как может показаться на первый взгляд. Всё зависит от позиции зрителя и от его взгляда на каждую отдельную картину. К тому же, как ни парадоксально, с начала XX столетия фигуративная живопись нередко переступала границы реализма. Искусство фигуративное и искусство абстрактное – лишь две из многих составляющих феномена Современного Искусства!
Интернет-галерея Kristy Gallery предлагает вам картины российских художников, работающих как в абстрактной, так и в традиционной фигуративной живописи. Произведения самых разных стилей и направлений, отмеченные печатью таланта, удовлетворяют вкусам самых придирчивых ценителей искусства – и, конечно же, послужат отличным подарком, украсят ваш загородный дом, квартиру или офис.
С искренней любовью к вам, интернет-галерея абстрактной и фигуративной живописи на Artkristy
|